Да здравствует Майкопский суд! Самый закрытый суд в мире!

IMG_4308

В суде Майкопа служители Фемиды наделены такими правами, что их коллег из Тахтамукая, Уляпа и даже Краснодара должна просто зависть снедать. Потому что судья из солнечной столицы Адыгеи командует стоящим на входе приставам – кого пускать в здание, а кого нет. Более того, «несанкционированный» пронос в фотоаппарата, диктофона или ноутбука… запрещен внутренней инструкцией, утвержденной многоуважаемым председателем городского суда. Который, по всей видимости, плохо знаком не только с Гражданским процессуальным кодексом, ФЗ «О СМИ», но и Конституцией. Прокуратура на грубое превышение полномочий председателем суда просто закрывает глаза.

В суд я попытался попасть 6 июня на резонансное дело главного бухгалтера Майкопского государственного технологического университета Заремы Хаджироковой. Оба адвоката подсудимой, у которой истекает срок пребывания под стражей, не были надлежащим образом уведомлены о судебном заседании. И тогда федеральный судья  фактически нарушил право Хаджироковой – вместо квалифицированных и опытных адвокатов ей предоставили государственного защитника, согласившуюся «вникнуть» в дело фактически за несколько часов. Обо всем этом я узнал лишь после того, как «с боем» попал на заседание.

 

IMG_4297

 

Кого и как не пущать

Встречающий всех входящих в городской суд Майкопа судебный пристав, отказавшийся предъявлять удостоверение (номер нагрудного знака ОП 01957) прямо, не стесняясь диктофона, заявил – «Судья говорит не пускать».

Подоспевший пресс-секретарь суда  попытался вывернуть дело – мол, Вы фразу из контекста выдернули, на самом деле судья распорядился не пускать на уже начавшееся заседание. Дело в том, что секретарь суда по телефону сообщила приставам, что заседание уже идет. Заранее пришедшие на него граждане рассказали, что на тот момент оно не началось. Получается, людей с фотоаппаратами и диктофонами просто напросто не хотели на него пускать.

- Я не могу войти в суд? – спрашиваю господина Каримова

- Если вы не участник открытого судебного разбирательства и опоздали на него, то да, — безапелляционно заявляет пресс-секретарь. Далее он заявил, что даже если гражданин, в соответствии с законным правом, желает присутствовать на открытом процессе, он должен «подготовиться» — выяснить суть дела, фамилию обвиняемой и судьи. Почему? Пресс-служба Майкопского городского суда умалчивает.

Так как никаких законных оснований воспрепятствовать нашему проходу в суд не было, пресс-секретарь начал убеждать, что фотосъемка и аудиозапись в здании суда (именно в здании, а не на процессе) разрешены только с одобрения председателя. Подоспевший пристав, как самый весомый аргумент, протянул распечатанный на принтере листик – «Это инструкция, утвержденная председателем суда».

 

IMG_4307

 

Председатель Майкопского горсуда нарушает федеральное законодательство

Пункт 3.1 этой инструкции гласит – «допуск в здание суда представителей СМИ и граждан, имеющих при себе радио-, теле-, кино-, фото- и звукозаписывающую и усилительную аппаратуру, осуществляется по решению председателя суда и на основании заявки сотрудника суда, ответственного за взаимодействие со СМИ по редакционному удостоверению журналиста».

Получается, председатель Майкопского городского суда собственным почином внес диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры и ноутбуки в список полузапрещенных предметов. И теперь только он вправе определять, кому можно записывать процесс, а кому нет. Между тем, Конституция пока еще, пусть и в Майкопском городском суде мы видим обратное, утверждает – «Все равны перед законом и судом» (ст.19 ч.1).

«В силу части 7 статьи 10 ГПК РФ лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства без разрешения суда (судьи)» — гласит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции».

На основании части 5 статьи 241 УПК РФ «лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании». Но председателю Майкопского городского суда эти нормы, по всей видимости, неизвестны. Как неизвестны и прокурору Майкопа, допускающему столь вызывающее ущемление прав граждан на доступ к правосудию!

 

IMG_4298

 

Судья Куадже не умеет читать? Или все-таки считать?

Когда мы оказались перед судебным залом, присутствующие ждали прибытия дежурного адвоката. Судья Куадже в комнате мило беседовал с секретарем и длинноногой прокурором с завязанными конским хвостом черными волосами.

Само заседание длилось несколько минут. Дежурный адвокат, в нарушение процессуальных норм, не только с готовностью взялся за дело, но и согласился ознакомиться с материалами за несколько часов – суд проходил около 16 дня, а уже на 10.30 назначили следующее заседание.

- У меня есть защитники по соглашению, которые меня полностью устраивают, которых я считаю квалифицированными и грамотными, пограмотнее некоторых прокуроров республики , в том числе находящихся здесь. Поэтому я считаю, чтобы обеспечить мои права нужно обеспечить их явку надлежащим уведомлением, а не предоставлять мне дежурного адвоката, — решительно заявила .

- Не они, а она – у вас один адвокат остался.

- Почему один?

- Вы отказались от адвоката Буевой.

- Я отказалась на предварительное расследование, но не на участие в суде об этом написано в моем заявлении. От участия в моем судебном заседании я не отказывалась. Я отказалась от бесконечных моих поездок из ИВС в СИЗО, которые специально…

Судья, не умеющий или читать заявления подсудимой, или считать до двух, перебил, помещенную в клетку, женщину и, посмотрев на часы, назначил дату нового заседания – утро 7 июня.

Как только, шелестя черной мантией без красного подбоя, Тимур Асланович покинул зал, дежурящий чуть ли не силой потребовал прекратить фотосъемку. На основании чего, опять же, непонятно. После заседания я попросил секретаря суда, во избежание ошибки, продиктовать мне фамилии прокурора и государственного адвоката. Продержав несколько минут перед дверью судьи Куадже, секретарь вышла с ответом – ничем Вам помочь не могу…

Чудны дела Твои, Господи, в Майкопском городском суде!

 

Андрей Кошик,

фото автора.

поделиться в социальных сетях
-

                                  

Я.zen   ::