Кубановедение. Вчера. Сегодня. Завтра?

На кубанских интернет-площадках родители школьников много лет бурно обсуждают эксклюзивный предмет, появившийся в общеобразовательной программе региона в начале двухтысячных годов. Предмет обязателен для всех. Уроки должны проходить еженедельно.

Однако, большинство родителей, и даже учителей не видят пользы в изучении «Кубановедения». Программа современного школьника настолько перегружена, и многие преподаватели используют этот час более результативно -  для изучения действительно важных предметов. Оказывается, преподаватели должны регулярно проходить курсы повышения квалификации, иначе к работе по обучению детей этому особенному предмету они не допускаются. Причём расходы на переподготовку также оплачиваются за счёт налогоплательщиков.

Руководство Кубани традиционно пытается показать исключительность региона. Причём, зачастую, довольно странными методами. По крайней мере, сложно воспринимаемыми жителями других регионов нашей страны. Что движет этими руководителями, сказать сложно. То «Кубановедение» придумают, то «казачьи классы» нафантазируют. А недавно, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, видимо решив не отставать от предшественников, пообещал внедрить  в школах обязательные уроки самбо! Он наверно не знает или не подумал, что в реальности, большая часть учащихся не сможет заниматься этим видом спорта … по банальным медицинским показаниям. В общем, кубанским школьникам и их родителям жизнь скучной не кажется.

О пользе предмета «Кубановедение» и методах его преподавания мы поговорили с ведущим научным сотрудником лаборатории профессионального образования и инновационной деятельности ФГБНУ «ИИДСВ РАО», почётным работником образования Российской Федерации Верой Александровной Марковой. По результатам общения Вера Александровна подготовила для «За Краснодар» небольшое исследование.

«В 2004 году на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в школах Краснодарского края введен урок кубановедения.

По истечение 15 лет изучения предмета в школах края можно делать выводы и подводить итоги:

1. В основе данного предмета лежит знаниевая парадигма, которая предполагает, что объем знаний, освоенных учащимися в процессе изучения данного предмета, будет способствовать развитию и воспитанию гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

При этом ежегодный объем нагрузки составляет 34-36 учебных недель. Урок кубановедения (с 1 и по 11 класс), 1 раз в неделю, значит 34 урока в год умножить на 11 лет равно 374 учебным часам. Это больше, чем курс таких фундаментальных наук как история, биология, география, физика, химия. Для сравнения: курс истории в средней школе составляет 350 учебных часов.

2. Стандарт второго поколения предполагает самостоятельный выбор школой содержания и технологий формирования у школьников любви к родному краю. Приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14. 12. 2004 № 01. 8/2228 и программы курса «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края (под редакцией А.А. Зайцева. «Перспективы образования» Краснодар 2014 год) это право свел к нулю, потому что этот минимум более напоминает беспредельный максимум, если судить по количеству узаконенных учебных часов и рекомендуемых учебников. За рамками этих обязательных часов, за которые дети получают отметки, уже никакие интересные мероприятия, придуманные самостоятельно школой, не укладываются в суточный цикл.

3. Содержание предмета и учебников – вообще отдельная тема. Например: выдержки из учебника кубановедения (под ред. Б.А. Трехбратова) для 6 класса: «После того, как основная масса гуннов отправилась дальше на запад, значительная часть болгар осталась кочевать в степях Прикубанья и Ставрополья. Здесь ими было создано государство Великая Булгария с центром в полуразрушенной во время нашечствия Фанагории. Оно просуществовало с V по X век. Во второй половине VI в. Болгары ненадолго попали в подчинение сначала к аварам, а затем к тюркам. Однако к концу того же века они освободились от зависимости. Расцвет Великой Булгарии пришелся на время правления хана Кубрата (умер в 668 г.). Он окончательно разгромил тюрок и создал военно-политическое объединение, установив тесные связи с Византийской империей. Этому, видимо, способствовало и то обстоятельство, что сам Кубрат воспитывался в Константинополе во дворце императора, где был крещен и получил титул патрикия.

Однако, созданное военно-политической объединение не имело прочной экономической базы, а потому оказалось недолговечным. После смерти Кубрата началась междусобная борьба. Она закончилась распадом Великой Булгарии на ряд самостоятельных орд. Часть болгар под предводительством хана Аспаруха ушла на Дунай, подчинив себе жившие здесь славянские племена, что положило начало Дунайской Булгарии. Другая часть под предводительством хана Батбая осталась в Прикубанье и Приазовье и позже вошла в состав Хазарского каганата…..Третья же часть болгар переселилась в междуречье Волги и Камы. Со временем они образовали там Волжскую или Камскую Булгарию..»

Неужели кто-то всерьез полагает, что предлагаемое месиво из исторических дат, имен и событий, происходивших якобы на территории Кубани в VI-VII века,  будет способствовать формированию любви к родному краю?! К слову о межпредметных связях: по основному курсу истории в это время дети изучают западную Европу в средние века и историю Индии, Китая, Японии. Да и вообще, авторы представляют себе ШЕСТИКЛАССНИКА?, ориентируются в том, какой у него объем исторических и географических знаний?

При этом, в каждом учебнике, например, учебнике географии в том же 6 классе в конце каждого параграфа есть вопросы, касающиеся регинальных особенностей ландшафта, климата, природных зон и т.д.. Разве этого недостаточно для того, чтобы знать особенности родного края? В курсе биологии учитель всегда может выделить время для знакомства с природными особенностями Кубани. В этом и заключается необходимый минимум и интегрированный характер образования.

Более глубокие знания по интересующему школьника предмету, он может получить в кружках, в процессе проектной деятельности по желанию, а не на обязательных уроках за пресловутую отметку.

Более того, некоторые учителя кубановедения в порыве профессионального рвения разрабатывают тесты для оценки знаний по кубановедению. Например, учитель высшей категории МОУ гимназии №5 г. Сочи Тарасова И.С. разработала тест для учеников 9 класса из 25 вопросов:

1.Какую площадь составляли посевные угодья на Кубани в 1913 году?

2. В каком году на Кубани было собрано рекордное (266 млн. пудов) количество зерна?

3. Какая отрасль сельского хозяйства на Кубани испытывалазначительные трудности из-за расширения площадей для посева зерновых культур?

4. В какое общество объединились наиболее крупные маслобойные заводы Кубани?

5. Что связано с деятельностью Штейнгеля на Кубани?

6. В каком году в Екатеринодаре начал работупервый в Российской империи завод по выпуску оборудования для нефтяной промышленности «Кубаноль»?

7. Какова основная причина расширения транспортной сети на Кубани?

8. В каком году открылась Екатеринодарская городская публичная библиотека имени А.С Пушкина?

9.Кто и в каком году открывает первый санаторий в городе Анапа?

10.Кто является автором памятника Екатерине II, открытого вЕкатеринодарев 1907г.?

11.Какой известный певец выступал на сцене летнего театра в Екатеринодарев 1901 г.?

12.О чем писал Н.Н. Канивецкий?

13.Чем занимался А.Е. Пивень?

14. Назовите автора очерка «Скитания»:

15. Кто осуществлял раскопки Майкопского кургана с 1885 по 1917 гг.?

16. Какое общество занималось исследованием истории Кубанской области?

17.Кто является автором двухтомника «История Кубанского казачьего войска»?

18. Когда начинается строительство курортных объектов в г. Сочи?

19. Следствием широкого распространения культуры подсолнечника на Кубани стало производство:????

20. В начале XX в.около Новороссийска и станицы Верхнебаканской формировался центр:????

21. Близ станицы Ширванской в 1909г.на Кубани было открыто:?????

22.Сколько лет казак нес воинскую повинность, начиная с 1909 г.?

23. Когда на Кубани возникли сочинская, ейская и армавирская кадетские группы?

24.В каком году отрываются музеи в Армавире и Туапсе?

25.Кто был архитектором современного Краснодарского военного института?

Вопрос: как эти знания способствую формированию патриотизма и воспитания любви к родному краю? Что, кроме досады, может вызывать набор вопросов по агротехнике, экономике, истории, культуре, архитектуре в одном флаконе. Какие реальные дела школьники делают во благо родного края, города, поселка? Никаких! Они зубрят учебники.

Этот подход вполне соответствует «Методическим рекомендациям для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» в 2014–2015 учебном году, в которых «учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы».

Кто о чем, а мы о знаниях, умениях и навыках!? Кроме того, в соответствие с теми же рекомендациями работа в рамках курса «Кубановедение» строится для развития следующих метапредметных результатов:

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Более чем странно: эти задачи характерны для всего школьного образования, кубановедение нужно, чтобы дублировать основные предметы? В чем специфика задач, обуславливающих наличие отдельного предмета?

В методических рекомендациях одной из задач «регионального предмета «Кубановедение» провозглашается содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания». Серьезно? Они научатся этому не в процессе общения, а сидя на уроках?

Под духовностью академик Д.Б. Лихачев понимал систему нравственно-эстетических ценностей.Какие ценности гуннов, болгар, хазар, адыгских племен, тюрок и еще массы разных народностей, проживавших на территории НЫНЕШНЕЙ Кубани, легли в основу кубановедения? Носителем каких духовных ценностей является военизированная организация – казаки?

И, смею заметить, нравственно-эстетические ценности имеют свойство меняться в зависимости от социально-политической, экономической ситуации в обществе. В конце концов есть ценности поколений, и конфликт поколений присутствует в классической литературе и в реальной жизни. Вряд дли уроки кубановедения в состоянии его разрешить. Поэтому очень хочется, чтобы понятие «духовность» имело более конкретный смысл в поступках и действиях, а не в объеме информации в параграфах учебника.

Современное образование уже давно не делает ставку на ЗУНы, а имеет в своей основе системно-деятельностный подход, методологические основы которого раскрыты и доказаны педагогическому сообществу уже давно. Основной целью системно-деятельностного подхода является формирование гражданского единства путем развития личности, является инструментом, позволяющим «отследить ценностные ориентиры, встраиваемые в новые стандарты российского образования».

Именно активная деятельность призвана сформировать мотивацию к жизни и труду на благо родного края. В чем заключается этот подход при обучении на набивших оскому ученикам, педагогам и родителям уроках кубановедения?

Но, несмотря на многие негативные моменты, все-таки многие школы под руководством министерства образования Краснодарского края весьма успешно и продуктивно реализуют деятельностный подход, преимущественно во внеурочной деятельности: акции добрых дел, экологические десанты, экскурсии по историческим местам, создание территориальных музеев, возрождение ремесел и народных промыслов, участие в работе фольклорных коллективов, летописи о жизни и деятельности почетных граждан Кубани и многие, многие другие реальные дела – это и есть кубановедение.

Тогда возникает совершенно справедливый вопрос: а уроки зачем? Реальные дела, а не вал ненужной информации, как раз способствуют решению целей и задач патриотического воспитания, потому что целью системно-деятельностного подхода является не простое обучение и воспитание, а всестороннее развитие личности. Основным компонентом деятельностного подхода является участие ученика в учебном процессе в качестве субъекта. Основу деятельностного подхода составляет тот принцип, что учащиеся, участвуя в исследовательской деятельности самостоятельно добывают необходимую информацию, а не получают знания от педагога в готовом виде. Участие педагога в образовательном процессе сводится к организации исследовательской работы школьников, которые должны самостоятельно найти решение поставленной проблемы, не дожидаясь объяснения учителя.

Учитывая специфику работы с информацией в современном обществе, учебники кубановедения, как систематизированный материал, должны быть размещены в свободном доступе на интернет-ресурсах, а школьники иметь возможность обращаться к ним по мере необходимости. В основу же предмета целесообразно заложить внеурочную деятельность, конкретные дела и поступки школьников.»

Дискуссия о целесообразности изучения «Кубановедения» в виде отдельного предмета, форме и методах его преподавания назрела в обществе давно. Очевидно, что по прошествии такого большого периода времени власти Кубани должны были сами взглянуть на эту проблему с другой стороны, с учётом текущего момента, состояния, запросов и интересов общества. А главное, с учётом восприятия обществом навязываемой информации. Иначе, под благим предлогом, да ещё и за бюджетный счёт можно породить очаг раздражения. Конечно, можно пока не делать ничего. А люди, как и в прежние времена, будут продолжать использовать одни слова для кухонь другие для улиц… Вот только, как объяснить такой диссонанс детям?

поделиться в социальных сетях
-

                                  

Я.zen   ::